Игорь Кленовый Igor Klenovy (klenovy) wrote,
Игорь Кленовый Igor Klenovy
klenovy

Categories:

Аннинское барокко

Период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. По характеристике историка В. Ключевского, «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже тридцать семь лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».
Петербург в те годы был в запустении, строили относительно мало. Со смертью Петра «началось всеобщее бегство из Петербурга». В царствование Петра II двор переехал в Москву. Анна Иоанновна вначале поселилась в подмосковном Измайлове. Но уже с 1730 г. «полетели грозные указы взошедшей на трон государыни, направленные на спасение дядиного «парадиза» и увеселительных дворцов близ него». В 1732 г. с большой помпезностью двор был возвращен в «Северную Пальмиру».

Город возрождался, но художественная жизнь столицы все же была отмечена регрессивными тенденциями, своеобразной реакцией на бурную насильственную европеизацию, начатую в петровскую эпоху. Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному «византизму» и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор». Во главе стоял всемогущий курляндский герцог Бирон. По меткому выражению современника «царицыны мартышки и дураки, сказители и толкователи снов завершенно выражали стиль эпохи». Придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны в 1730-1732 гг. был Бартоломео Карло Растрелли Старший, хотя он и занимался более скульптурой. В 1732 г. в этой должности его сменил знаменитый в будущем архитектор Ф. Б. Растрелли Младший, но расцвет его творчества относится к периоду развития русского искусства в царствование Елизаветы Петровны (елизаветинское рококо).

Характерные для аннинского периода архаизирующие черты проявились в исполненной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Растрелли - автор выдающегося произведения, первого конного памятника в русском искусстве – Петру Великому (1720-1724). Но этот памятник удалось отлить в бронзе Растрелли-сыну и А. Мартелли только в 1747 г., а установлен он лишь в 1800 г., перед Михайловским замком. Прообразами композиции памятника послужили конные статуи Итальянского Возрождения, статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1699) и конный памятник курфюрсту Фридриху-Вильхельму II в Берлине, созданный А. Шлютером (1703). Большое влияние при дворе имел немецкий архитектор И. Я. Шумахер, брат советника Академии наук И. Шумахера, известного своими интригами против М. Ломоносова. В 1737 г. Комиссию о Санкт-Петербургском строении возглавил вернувшийся из Италии молодой русский зодчий Петр Еропкин. Именно он разработал трехлучевую систему планировки центра города (Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица), которая сохранилась и поныне. Иван Коробов, один из первых петровских «пенсионеров», обучавшийся строительному делу в Голландии, с 1728 г. возводил новое каменное здание Главного Адмиралтейства. Он в точности следовал замыслу и собственноручному наброску Петра Великого: высокая башня с золоченым «шпицем» и короной с трехмачтовым парусником наверху. От нее Еропкин и провел свои «три луча».

В аннинское время работал талантливый русский архитектор Михаил Земцов, ученик первого архитектора Петербурга Д. Трезини. В 1728-1734 гг. на берегу р. Фонтанки он возвел церковь Св. Симеония и Анны, личную церковь Анны Иоанновны. Она выдержана в традициях «петровского барокко», но с характерным возвратом к русским традициям, прежде всего, в ярусном типе колокольни и выявленности объема трапезной.
Сампсониевский собор (2).jpg
Церковь св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.jpgЦерковь Троицы Живоначальной в Красном Селе.jpg
Пантелеймоновская церковь.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments