Игорь Кленовый Igor Klenovy (klenovy) wrote,
Игорь Кленовый Igor Klenovy
klenovy

Categories:

Петровское барокко

Петровское барокко

Петровское барокко — термин, применяемый к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, зодчими Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние итальянского барокко в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Основными званиями этой поры, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор (1712 — 1733, архитектор Доменико Трезини), Летний дворец Петра I (1710—1714,  Доменико Трезини),  Меншиковский дворец (1710—1720,  проект Джиованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель), Кикины палаты (1714—1720 годы, архитектор предположительно Андреас Шлютер), здание Двенадцати коллегий (1722—1742 годы, Доменико Трезини), Александро-Невская лавра (с 1715 г, архитектор Доменико Трезини), Кунсткамера, Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме (1711—1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн), Итальянский дворец А. Д. Меншикова в Кронштадте и др.

Зимний дворец Петра I у Зимней канавки (1716—1727, Георг Маттарнови) сохранился частично.
Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте, Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737) и др.  не сохранились.



0_ZoT9AEc04.jpgcijek7CPBFs.jpgg jzutUJ2jRhY.jpgUKEifGXMYlw.jpgxooKK8Rl1MQ.jpgJFFwFaCHsGM.jpg
ohRnfa5n02Q.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments