?

Log in

No account? Create an account
Игорь Кленовый Igor Klenovy
Петровское барокко 
10th-Dec-2017 07:11 pm
Петровское барокко

Петровское барокко — термин, применяемый к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, зодчими Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние итальянского барокко в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Основными званиями этой поры, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор (1712 — 1733, архитектор Доменико Трезини), Летний дворец Петра I (1710—1714,  Доменико Трезини),  Меншиковский дворец (1710—1720,  проект Джиованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель), Кикины палаты (1714—1720 годы, архитектор предположительно Андреас Шлютер), здание Двенадцати коллегий (1722—1742 годы, Доменико Трезини), Александро-Невская лавра (с 1715 г, архитектор Доменико Трезини), Кунсткамера, Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме (1711—1727 гг., Ф. Фонтана, И. Г. Шедель, И. Браунштейн), Итальянский дворец А. Д. Меншикова в Кронштадте и др.

Зимний дворец Петра I у Зимней канавки (1716—1727, Георг Маттарнови) сохранился частично.
Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте, Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737) и др.  не сохранились.



0_ZoT9AEc04.jpgcijek7CPBFs.jpgg jzutUJ2jRhY.jpgUKEifGXMYlw.jpgxooKK8Rl1MQ.jpgJFFwFaCHsGM.jpg
ohRnfa5n02Q.jpg
This page was loaded Sep 16th 2019, 10:31 pm GMT.